Правильно ли вы водите автомобиль?! часть 3
11 мая 2015 - Sudarev
В первой части мы рассмотрели посадку.
Во второй части мы рассмотрели положение рук и ног на органах управления.
РАССМОТРИМ ПРАВИЛА РАЗГОНА
Как не удивительно многие это делают с ошибками, даже из тех кто хочет ездить активно или начинает заниматься спортом. Я сейчас не буду говорить о гражданских повседневных разгонах в «1/3 педали». Мы поговорим о максимально эффективном разгоне, том который вам нужен на обгоне или в спорте.
Немного про технику переключения. Порядок действий при разгоне (то, что происходит одновременно):
Обе руки на руле (9+3), левая нога на подставке, правая давит газ 100%
1. снимаем правую с руля и кладем на ручку КПП + левую ногу снимаем с подставки
2. начинаем сбрасывать газ + выжимать сцепление + вынимаем передачу
3. полный выжим сцепления + включение следующей передачи
4. отпускаем сцепление и кладем ногу на подставку +правая нога газ 100% + правую руку с кпп кладем на руль (очень важно в спешке не отпустить сцепление раньше, чем вошла передача)
Продолжаем
Задача получить максимальное ускорение в каждый момент времени.
От чего же зависит ускорение автомобиля? — от крутящего момента на колесах!
Для иллюстрации график – это Внешняя Скоростная Характеристика (ВСХ) двигателя.
Для примера взял график с моей раллийной машины но он не сильно отличается от графика среднестатистической машины,
да и не так важны эти отличия для сути понимания процесса.
Итак, по графику видно где крутящий момент самый большой, именно в этой точке на каждой конкретно взятой передаче будет максимальное ускорение.
Но что делать когда передач 6, и на одной и той же скорости может быть включена или 3я или 4я или 5я… на какой из них разгон будет эффективней?!
Чуть отойдем в сторону, многие из Вас знают что такое вариатор, это бесступенчатая трансмиссия которая призвана обеспечивать эффективность в любом режиме. Ну что делает вариатор когда вы едите в режиме педаль в пол? Он едет в зоне максимального крутящего момента?! НЕТ! Потому что важен момент на колесах, а момент на колесах зависит от момента ДВС умноженного на передаточное отношение трансмиссии и не забываем про потери, поэтому максимально эффективный разгон у автомобилей с вариаторной кпп происходит в зоне максимальной мощности.
Вернемся к обычной механической кпп, какую же передачу выбрать чтобы эффективно разогнаться?
Покажу еще один график:
Это график момента на колесах, как раз он и показывает в какой момент на какой передаче эффективно разгоняться.
Логичным выглядит и то что места пересечения графиков со следующей передачей и есть точки переключения вверх. И этот график дает ответ на какой передаче ехать наиболее эффективно.
Для иллюстрации еще пара графиков в той или иной степени помогающих понять, где переключаться.
Ну и в заключение, многие могут сказать, что у нас нет графиков и т.д. как понять, где переключаться?!
Общие рекомендации от меня такие:
1. Если нет возможности измерить точным прибором (у большинства включая меня ее нет) то постарайтесь почувствовать, вестибулярный аппарат достаточно чувствительная штука… чувствовать «попой» никто не отменял)
2. Как правило, обороты максимальной мощности вы знаете, переключение происходит немного выше этих оборотов.
3. Обычно по оборотам на первой передаче вы переключаетесь позже (выше по оборотам) чем на 2й, а на второй позже чем на 3й это связано с нелинейностью потерь (на графиках эта кривая тоже есть)
4. При выборе передачи для обгона рекомендую выбрать для начала маневра самую нижнюю из тех что попадают до оборотов максимальной мощности, это обеспечит наибольший момент на колесах а значит и ускорение.
Пример:
Максимальная мощность ДВС на 6500 об/мин, Макс момент на 4500 об/мин
Едем со скоростью 120 км/ч
на 6й это 3500 об/мин,
на 5й это 4200,
на 4й это 5000,
на 3й это 5900,
на 2й это 7200.
С какой передачи начать разгон (допустим для обгона)? – правильный ответ с 3-ей!
Часть I: Правильная посадка
Часть III: Правила разгона
Поделиться:
Рейтинг: +2
Голосов: 2
3207 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!