Будущее электромобилей и гибридов
Последнее время вокруг перспектив электромобилей и гибридов сгущаются тучи.
Еще недавно они провозглашались «средством избавления от углеводородной зависимости» и чуть ли не «убийцами пика нефти». Теперь скептические голоса звучат все чаще. Попробуем оценить действительные масштабы изменений на этом рынке. Начнем с ретроспективы.
Сразу стоит
сказать, что гибриды – это даже не половинчатое решение в борьбе с
нефтяной зависимостью. Фактическая экономия топлива у гибридов
составляет от 20 до 35%. Это существенная цифра, конечно, но
далеко не прорывная.
Что же до «чистых» электромобилей, то до сих пор их
продажи составляют мизерную величину, и до сих пор они являются скорее
экзотикой.
Для оценки степени «зрелости» рынка гибридов и его будущего стоит посмотреть на динамику роста его доли в совокупных продажах авто:
Что
тут можно увидеть? В 2006 году закончился период
«кратного» роста и наступило некоторое замедление. Данных для 2012 года
нет, но ориентируясь на рынок Штатов, можно прогнозировать где-то 15%
прироста доли, что неплохо ложится в русло тенденции. За последние 5 лет
средний темп роста доли составил 1,185. А сама доля?
Одна
целая семь десятых процента. С момента запуска технологии в массовое
производство прошло более 12 лет. Избавляемся от нефтяной зависимости,
как же.
Но 1,7% - это доля в продажах новых машин, причем только легковых.
Сами понимаете, грузовой транспорт на альтернативные источники питания
переходит еще менее охотно. Теперь взглянем на долю гибридов и
электромобилей в совокупном мировом автопарке:
Инерция – серьезная штука. И один из главных контраргументов против электромобильной «свободы от нефти».
Перейдем к прогнозам. Начнем с оптимистичного от организации IDTechEx. По их расчетам, в 2025 году 35%
всех проданных автомобилей будут с электротягой, в т.ч. 25% - гибриды и
10% - «чистые» электромобили.
IDTechEx заверяет нас, что в электромобилях будущего будет широко применяться фотовольтаика. Большой рост использования электротяги прогнозируется и в военной технике.
Взгляды Roland Berger еще агрессивнее. Ее аналитики полагают, в 2025 году лишь 50% автомобилей будут выпускаться только с ДВС. 40% рынка займут гибриды, оставшиеся 10% - электромобили.
Как сейчас оценивает индустрия перспективы на ближайшие 10 лет? Сдержанно. KPMG считает, что в 2025 году доля авто с электродвигателями не будет превышать 15%. Аналогичный настрой в PWC - там предполагают практически те же темпы роста:
Прогнозы
этих двух агентств чуть скромнее, чем вычисленный выше темп
расширения доли рынка в 2007-2011 - 1,185. Понятно, что дальнейшее
торможение темпов роста вполне оправдано.
Reuters сообщает:
«Отсутствие интереса публики к электромобилям заставило администрацию Обамы отказаться от агрессивных планов увеличить парк электромобилей до 1 миллиона в 2015 году.
Слабый спрос на электромобили также заставил Карлоса Госна, одного из ключевых руководителей Renault-Nissan и наиболее активного сторонника этого вида транспорта, объявить в декабре о большом стратегическом сдвиге в сторону более традиционных бензин-электрических гибридов, которым не свойственны многие недостатки «чистых» электромобилей.
… «Из-за недостатков, присущих электромобилю – запас хода, цена и время перезарядки – он не может быть успешной заменой большинству традиционных авто», – говорит <заместитель председателя Тoyota Motor Co Такеси> Утиямада. – «Нам необходимо что-то полностью новое».
…В то время, как Утиямада непрерывно занимался совершенствованием “Prius», Toyota 10 лет была лидером в сфере экологичного автопрома.
Однако в течение всего периода Toyota планомерно субсидировала затраты на разработку, производство и сбыт на миллиарды долларов для первых двух поколений «Prius», согласно бывшим менеджерам компании. [т.е. с 1997 по 2009 год - Giovanni]
…В
сентябре прошлого года Toyota публично отказалась от планов выпустить
несколько тысяч электромобилей, уменьшив заявленные объемы до 100
аккумуляторных мини-авто.
…В то же время, несмотря на масштабные
инвестиции в технологии производства батарей и электромобилей, даже
самые ревностные сторонники неуверенно размышляют о будущем
аккумуляторных автомобилей:
«Мы пока не жалеем об этом», - говорит
<Мицухико> Ямасита из компании Nissan о многомиллиардных ставках
вокруг электромобилей. – «Хотя можем пожалеть через несколько лет. Нет,
наверное, всё-таки нет».
Далее приведены выдержки из Доклада Государственного Научного Совета США,
посвященного амбициозной задаче сокращения использования нефти на 50% к
2030 и на 80% к 2050 году.
Один из главных выводов исследования звучит так:
«Достичь 50%-ного сокращения потребления нефти легковым
автотранспортом к 2030 от уровня 2005 будет очень сложно. Но при
разработке дополнительных мер США могут достичь 40%-ного сокращения».
Для
того, чтобы понять, насколько оптимистична цифра 40%, сделаем некоторые
вычисления. Для достижения такого уровня необходимо, чтобы ежегодно
потребление топлива сокращалось на 2%. При этом блог TheOilDrum.com приводит расчеты, согласно которым вклад энергоэффективности в сокращение потребления за последние 8 лет составлял в среднем 0,21% в год. Но даже при таком оптимизме доклада моменты, касающиеся нашей темы, написаны в нелестном ключе:
«…Следовательно,
стоимость аккумуляторной батареи для 100-мильного запаса хода в 2050
году упадет в пять раз относительно сегодняшних значений.
Однако даже
такая стоимость вряд ли будет означать массовое применение
электромобилей с АКБ, поскольку батарея, достаточная для реального
300-мильного запаса хода, будет налагать дополнительные ограничения на
вес и объем и, скорее всего, не сможет быть заряжена менее чем за 30
минут. Следовательно, электромобили с АКБ могут быть использованы в
основном для местных поездок, а не в качестве многоцелевого транспорта.
Электромобили
с АКБ и подключаемые гибриды (PHEV), вероятнее всего, будут
использовать литий-ионные батареи в обозримом будущем. Разрабатываются
некоторые продвинутые технологии аккумуляторов (например,
литий-воздушные), которые смогут устранить какие-то недостатки
литий-ионных батарей, но потенциал их коммерциализации к 2050 году (sic! - Giovanni) крайне сомнителен, и такие типы могут иметь собственные недостатки».
Но одним из самых убедительных является заявление самих автопроизводителей. Ассоциация европейских производителей автомобилей
(ACEA) – это весомая координирующая организация, в которую входят
многие автогиганты – Volkswagen, Renault, General Motors, Toyota,
Daimler, Ford и др. В январе Ассоциация распространила заявление, в котором говорится:
«…В сегодняшних условиях потенциал <электротранспорта> вряд ли может быть задействован полностью.
Частично
это объясняется экономической ситуацией, ведущей к снижению продаж
электромобилей. Однако в большой степени на это влияет и медленный
прогресс в стандартах зарядки, раздробленность внутреннего рынка как
результат некоординированного подхода к рыночным инициативам, недостаток
четкой поддержки в НИОКР и отсутствие ясной и совместной позиции по
инфраструктуре.
…Иван Ходач, генеральный секретарь ACEA: “Реальный прогресс будет достигнут только тогда, когда будет существовать полная кооперация между поставщиками коммунальных услуг, инфраструктурными компаниями, энергетическим сектором, органами по стандартизации и автомобильной промышленностью – при полной поддержке со стороны национальных правительств и общеевропейских институтов».
…Это был один из важнейших факторов, повлиявших на решение членов АСЕА пересмотреть свою позицию по заряжаемым электромобилям и снизить прогноз ожидаемой рыночной доли этих машин в будущем. Сейчас АСЕА прогнозирует, что будущее распространение электромобилей составит от 2% до 8% рынка для следующего десятилетия, при наличии значительной разницы между конкретными производителями в зависимости от их стратегии».
И
эти 8% - на вполне развитом европейском рынке и с перспективой до 2023
года! А Ассоциация занимает удобную позицию: во всем виновато
правительство!
Ну и раз уж зашла речь о правительстве, стоит
привести масштабные ревизии, которые произвело в своих прогнозах
Агентство по энергетической информации США (да-да, то самое, которое
было на графике 2005 года). Ревизия, естественно, вниз. Так теперь
выглядит прогноз по «чистым» электромобилям:
И стоит все-таки похвалить Агентство за то, что оно наконец признало авантюру с кукурузным этанолом
бездумным расточительством ресурсов. Ниже прогноз по авто с «гибким»
выбором топлива (flex-fuel), т.е. способными ездить на этаноле:
Нет комментариев. Ваш будет первым!